Home (Главная)

Page 66 - Страница 66
Page 66
background image

Я  старался  не  падать  духом.  И  быстро  подал  заявления  в  Государственный  институт 
театрального  искусства  имени  А.  В.  Луначарского  и  в  Училище  имени  Щепкина  при 
Малом театре. 
Сначала  экзаменовался  в  Щепкинском  училище.  Оно  находилось  рядом  с  дирекцией 
Мосэстрады,  около  которой  всегда  толпились  артисты,  одетые  в  элегантные  плащи, 
непременно  с  клетчатыми  шарфами,  в  броских  цветных  шляпах  -  зеленых,  песочных, 
коричневых. 
«Вот стану артистом, обязательно куплю себе такой же плащ, шарф и шляпу»,- мечтал я. 
Первый  тур  для  меня  прошел  благополучно.  Настал  день  второго  тура.  Он  проходил  в 
большой  комнате,  где  устроили  зрительный  зал.  Первый  ряд  занимала  комиссия.  В 
центре сидела прославленная артистка Малого театра Вера Николаевна Пашенная. 
Когда я читал «Гусара» Пушкина, то, не дойдя и до половины куска, услышал: 
- Спасибо, достаточно. 
«Ну,-  думаю,-  либо  провалился  окончательно,  либо  я  им  так  понравился,  что  они  на 
прослушивание просто не хотят терять времени». 
Вышел  в  коридор  и  жду  окончания  экзамена.  Тут  ко  мне  подходит  студент-
старшекурсник училища и покровительственно говорит: 
- Ну как же вы могли... читать с таким наигрышем? Это же абсолютно противопоказано 
актеру.  Тем  более  что  вы  поступаете  в  Малый  театр.  Мой  совет  вам  -  избавляйтесь  от 
наигрыша. 
Мнение студента совпало с мнением приемной комиссии. 
Здесь  же,  в  студия  Малого  театра,  я  услышал  историю,  связанную  с  одним 
поступлением.  Держала  экзамен  девушка,  которой  дали  задание  сыграть  воровку. 
Председатель  комиссии  положил  на  стол  свои  часы  и  попросил  девушку  якобы  их 
украсть. 
-  Да  как  вы  смеете  давать  такие  этюды?!  -  возмутилась  девушка.-  Я  комсомолка,  а  вы 
меня заставляете воровать. Я буду жаловаться... 
Она  долго  кричала,  стучала  кулаками  по  столу,  а  потом,  расплакавшись,  выбежала  из 
комнаты, хлопнув дверью. 
Члены комиссии растерялись. Сидели в недоумении. Кто-то из них сказал: 
- А может быть, и верно, зря обидели девушку?.. 
Председатель комиссии смотрит, а часов-то его и нет. 
Он испугался. Но тут открылась дверь, и вошла девушка с часами в руках. Положив их 
на стол, она спокойно сказала: 
- Вы предложили мне сыграть воровку. Я выполнила ваше задание. 
Все долго смеялись, а девушку приняли. 
Сдавал  я  экзамен  и  в  ГИТИС,  где  экзаменационную  комиссию  возглавлял  артист  С. 
Гушанский. 
Когда  я  впервые  увидел  его  в  коридоре  института,  то  вспомнил  свое  детство.  Именно 
Гушанский  в  свое  время  исполнял  почти  все  центральные  роли  в  спектаклях  Театра 
рабочих  ребят  (в  том  самом,  где  мы  стащили  декорацию-стог  сена).  Когда  мне 
приходилось его встречать в нашем переулке, то я долго  провожал взглядом любимого 
артиста,  исполнителя  главных  ролей  в  спектаклях  «Улица  радости»,  «Нахлебник», 
«Пакет» и других. 
И вот он идет по коридору института. Я не выдержал, подошел к нему: 
-  Здравствуйте!  Я  вас  знаю.  Ведь  это  вы  работали  в  тридцатых  годах  в  Театре  рабочих 
ребят? 
- Да,-улыбнулся Гушанский и спросил меня, что я здесь делаю. 
- Поступаю в институт. 
- А-а-а... Ну что ж, посмотрим, послушаем. Желаю удачи. 
Во время моего исполнения прозы и басни все сидели тихо, внимательно слушали. А при 
чтении «Гусара» в комиссии возник смех, и я почувствовал, что мое чтение нравится.