Home (Главная)

Page 244 - Страница 244
Page 244
background image

мальчишки,  придумывали  рассказы,  построенные  на  названиях  фильмов  нашего 
времени.  Вот  один из них:  «Однажды  летом»  «У  самого  синего  моря»  сидело  «Семеро 
смелых».  Вдруг  подошел  «Последний  табор»  в  «Рваных  башмаках»,  сказал:  «Мы  из 
Кронштадта»  -  и  пригласил  «Подруг»  идти  в  «Цирк»  смотреть  «Праздник  святого 
Иоргена». 
С юношеских лет я полюбил актеров немого кино, и больше всех Бастера Китона. 
Из советских артистов я обожал Ильинского, Жарова, Мартинсона, Гарина... Считал их 
гениями. 
Самым лучшим комическим артистом был для меня Игорь Ильинский. Любой фильм с 
его участием - событие. 
Картин делалось  в  то время  мало,  и  ни  одной  премьеры  в  нашей  семье  не  пропускали. 
Большое  впечатление  на  меня  произвел  фильм  «Александр  Невский»,  поставленный 
Сергеем  Эйзенштейном.  Помню,  я  был  потрясен  музыкой  Прокофьева.  А  сама  картина 
показалась мне гениальной. 
Первый  запомнившийся  мне  фильм  -  «Охота  на  зверей».  Мы  смотрели  его  с  отцом  в 
Политехническом музее. 
Когда  мне  исполнилось  десять  лет,  тетя  Оля  подарила  эпидиаскоп:  деревянный  ящик, 
выкрашенный  черной  краской.  В  ящик  вмонтирована  линза.  Был  там  патрон  для 
лампочки.  Экран  большой  -  метр  на  метр.  Довольно  быстро  я  теткин  подарок 
модернизировал.  В  деревянной  дверце  прорезал  две  дырки,  склеил  бумажную  ленту  со 
своими  рисунками  и  пропускал  через  эпидиаскоп  свои.  первые  рисованные  фильмы. 
Были  там  и  титры,  которые  писать  приходилось  в  зеркальном  изображении.  Были 
крупные планы и даже детали: рука, сжимающая пистолет, отдельно нарисованные глаза. 
Свои ленты я показывал ребятам на пионерском сборе в школе. И они имели успех. 
Когда  меня  спрашивают,  кто  мой  любимый  комедийный  артист,  я  называю  Чарли 
Чаплина.  Ко  времени  моих  самостоятельных  посещений  кино  его  ранние  фильмы  уже 
сошли с экрана. 
Как-то дома, рассказывая и изображая в лицах очередную кинокомедию, я услышал, как 
отец сказал матери: 
- Вот бы Юре Чаплина посмотреть, он бы его потряс. 
Так я узнал, что в кино есть Чаплин. 
- Ну 
какой он, Чаплин, какой? - спрашивал я у отца. 
- Маленький, в котелке, в руках тросточка, ходит переваливаясь, очень смешной. 
Можно  понять  мое  ликование,  когда,  став  подростком,  я  узнал  от  отца,  что  в  Москве 
пойдет  один  из  последних  фильмов  Чарли  Чаплина  -  «Новые  времена».  Осенью,  в 
дождливую  погоду,  мы  пошли  всей  семьей  в  Зеленый  театр  Парка  культуры  и  отдыха 
имени Горького смотреть этот фильм. В Зеленом театре громадный экран, и фильм могут 
смотреть около тридцати тысяч зрителей. 
...Много,  много  овец.  Целое  стадо!  Вдруг  эти  овцы  на  глазах  превращаются  в  толпу 
людей.  Это  безработные  входят  в  заводские  ворота,  надеясь  получить  работу.  В  толпе 
маленький человечек - Чарли. Он тоже хочет работать. Случайно его берут на завод. А 
дальше - сцена на конвейере, непосильная работа, когда человек превращается в машину. 
Эта  работа  сводит  с  ума.  Чарли  выгоняют.  Он  поступает  ночным  сторожем  в 
универсальный  магазин.  Опять  неудачи.  Его  выгоняют  на  улицу.  И  через  весь  фильм 
проходит любовь Чарли к девушке, с которой он уходит по дороге вдаль, так и не обретя 
благополучия, счастья. 
Что  я  могу  сказать  сейчас,  через  много  лет?  Эти  полтора  часа  в  Зеленом  театре 
запомнились мне на всю жизнь. Полтора часа счастья, блаженства, восторга. Я окунулся 
в странный, удивительный и смешной мир. С первых кадров понял: маленький смешной 
человек  -  мой  самый  любимый  и  близкий  друг.  И  я  переживал  за  его  судьбу,  хотя  и 
смеялся над его похождениями.