Home (Главная)

Page 164 - Страница 164
Page 164
background image

репетиции,  на  которых  Лавровы,  пробуя  различные  варианты  текста,  новые  трюки, 
мизансцены,  проходили  все  «вполноги»,  стали  для  меня  полезными,  ибо  репетировали 
настоящие мастера. 
Ценили ли их тогда? Я считаю - мало. В Москву приглашали работать редко. Кампания 
борьбы со старой, «безыдейной» клоунадой сказалась и на Лавровых. 
В Московском цирке борьбу со старой клоунадой возглавил Байкалов. Он даже к нам с 
Мишей  подходил,  наступая  на  носки  наших  больших  клоунских  ботинок,  и  всегда 
приговаривал: 
-  И  когда  же  вы  откажетесь  от  старых  традиций?  Это  же  все  идет  с  Запада.  С 
космополитизмом надо бороться. 
Мы с Мишей отвечали: 
-  Пусть  нас  снимут  с  программы,  но  большие  ботинки  мы  оставим.  Клоун  должен 
оставаться клоуном. 
-  Ну  что  вы  находите  хорошего  в  этих  дурацких  образах  Лавровых?  -  удивленно 
спрашивал нас директор цирка. 
От  Лавровых  требовали,  чтобы  они  готовили  репертуар  на  современную  тему.  Но 
клоуны  могли  великолепно  исполнять  только  старые  антре,  которые  впитали  в  себя  с 
детства. При всем своем желании они не смогли перестроиться. 
К  сожалению,  талантливое  трио  братьев  Лавровых  продержалось  всего  восемь  лет.  В 
середине  пятидесятых  годов  Лавровы  разошлись.  Дядя  Коля,  сменив  нескольких 
партнеров,  вышел  на  пенсию,  Лаврентий  и  Петр  выступали  порознь  с  другими 
партнерами. 
ПЬЕР И ПЭР 
В  Калинине  мне  рассказали,  что  у  клоуна  Николая  Лаврова,  когда  он  ехал  поездом  в 
Пензу, взорвались в чемодане хлопушки. 
Подложив под голову злополучный чемодан, Лавров спал на второй полке. Ночью вагон 
сильно тряхнуло, от этого взорвались хлопушки. Взрыв, дым и паника среди пассажиров. 
Кто-то  нажал на  стоп-кран.  Поезд  остановился.  Прибежала  поездная  бригада,  И  только 
тогда Лавров проснулся и, сонный, глядя на всех спросил спокойно: 
- Что, уже Пенза? 
(Из тетрадки в клеточку. Август 1951 года) 
Учеба  в  студии  клоунады,  работа  под  руководством  Карандаша,  участие  в  клоунской 
группе Московского цирка, первые гастрольные поездки, но не самостоятельные (что и 
как  делать,  где  жить  -  об  этом  думали  и  решали  другие)  -  все  это,  конечно,  дало  мне 
некоторый  опыт,  помогло  сделать  первые  шаги  в  овладении  профессией.  Но  как  мало 
всего этого, особенно  для  такого человека, как я, не очень решительного по характеру, 
можно  даже  сказать  осторожного,  испытывающего  скорей  огорчение,  чем  радость 
(неизвестность  меня  пугает),  когда  в  моей  судьбе  происходили  переломы.  И  поэтому, 
когда  мы  готовились  к  первой  самостоятельной  поездке  из  Москвы в  Калинин  -  в  этот 
город мы получили разнарядку,- страшно волновались. 
Как нас там встретят? Как примут? Как устроимся с жильем? 
На вокзале в Калинине нас встретил экспедитор цирка и повез в цирк на трамвае. 
Летний Калининский цирк-деревянное, обшарпанное здание с пристройками и большим 
двором  -  стоял  в  парке.  У  входа  мы  увидели  большой  щит  с  перечнем  номеров 
программы.  Где-то  в  середине  списка  упоминался  и  наш  номер:  «Никулин  и  Шуйдин. 
Клоунада». 
Оставив  чемоданы  во  дворе  у  проходной,  мы  отправились  вместе  с  экспедитором 
выбирать квартиру. 
- У меня есть несколько адресов,-сказал экспедитор,- походим, посмотрим. 
Раньше  мы  с  Мишей  при  выборе  квартиры  придерживались  лишь  одного  требования: 
только  бы  недалеко  от  цирка.  Теперь  же  я  придирчиво  осматривал  предлагаемые 
комнаты  и  комнатушки.  Предстояло  жить  с  женой.  Хотелось  так  подобрать  комнату,