Home (Главная)

Page 156 - Страница 156
Page 156
background image

Много  лет  спустя,  снимаясь  в  фильме  «Бриллиантовая  рука»,  в  эпизоде,  когда 
испуганного Горбункова (эту роль играл я) встречает в закоулке человек страшного вида, 
мне вспомнился этот диалог Любимова с Буше. Старую, забытую клоунскую репризу я 
перенес на экран, и она снова выстрелила. 
Однажды  Любимов  и  Гурский  преподнесли  мне  урок,  после  которого  я  твердо  усвоил 
для себя некоторые законы цирка, еще раз поняв разницу между сценой и манежем. 
В программе цирка они выступали с клоунадой «Полет на Луну». Клоунада рассчитана 
на  трех  человек,  и,  как  правило,  клоуны  приглашали  участвовать  в  ней  коверного. 
Третьим  партнером  к  Любимову  и  Гурскому  выходил  Карандаш.  Сюжет  клоунады 
простой:  Белый  клоун  заставляет  соревноваться  двух  Рыжих  в  ловкости.  Кто  быстрее 
перелезет  через  высокую  стремянку,  держа  в  руках  полное  ведро  воды,  тот  получит  в 
награду торт. 
Номер  смешной.  Любимов  и  Карандаш,  перелезая  с  ведрами  через  стремянку, 
обливались  с  ног  до  головы.  Торт  выигрывал  Карандаш.  С  самого  начала  клоунады 
«Полет на Луну», как только клоуны начинали лезть по ступенькам, в зале смеялись. 
В  один  из  выходных  дней  для  участия  в  концерте  в  Центральном  Доме  работников 
искусств  у  цирка  попросили  несколько  номеров  программы.  Байкалов  уговорил 
Любимова, Гурского и Карандаша показать на сцене ЦДРИ клоунаду «Полет на Луну». 
- Вы там со своей «водянкой» уложите всех,- сказал Байкалов клоунам. 
Мы с отцом присутствовали на этом выступлении. Более позорного провала я не видел. 
Жалкое получилось зрелище. Все, что в цирке, как говорят, принималось на «ура», здесь 
шло  почти  при  гробовой  тишине.  Клоунада  оторвалась  от  родного  манежа  и  потому 
сразу поблекла, стала глупой, грубой, бессмысленной. 
Клоунов,  обливающихся  водой,  зрители  жалели.  И  артисты,  не  услышав  привычного 
смеха,  растерялись  и  сразу  зажались.  Антре,  так  блестяще  проходившее  на  манеже, 
провалилось на сцене Дома работников искусств. 
Я  понял,  что  клоунада  со  всеми  ее  буффонадными  трюками,  громкими  репликами, 
грубоватыми  шутками  органична  только  цирку.  Большой  круглый  зал,  манеж,  ковер 
диктуют  свои  законы,  и  публика  артистам  верит.  Наверное,  на  сцене  могут  выступать 
клоуны,  но  со  специальным  репертуаром  и  с  особой  подачей  трюков.  Уже  позже, 
выступая на шефских концертах в небольших залах, мы поняли, что на сцене двигаться, 
говорить, общаться с партнером нужно иначе: все должно выглядеть сдержаннее, мягче, 
интимнее. 
Когда мы уходили с того злополучного концерта, отец сказал: 
- Цирковой клоун на сцене - это все равно что русалка, вытащенная на берег из воды. 
Я часто заходил в гардеробную к Любимову и Гурскому. Принимали они нас, молодых, 
всегда  радушно,  особенно  Любимов.  Он  рассказывал  о  старых  классических  антре,  о 
клоунах,  которых  видел.  Как-то,  разбираясвой  ящик  с  реквизитом,  он  подарил  мне 
большую никелированную английскую булавку. 
- Вот возьми. Она мне не нужна, а тебе пригодится. 
Гурский же несколько свысока смотрел на нас и порой поучал: 
- Помните, мальчики, главное в цирке-это добиться хорошей ставки. 
Позднее,  работая  в  коллективе  известного  артиста  Валентина  Филатова,  я  встретился  с 
Сергеем  Любимовым.  Этого  талантливого  клоуна  погубила  страсть  к  вину,  и  он,  к 
сожалению, рано сошел с манежа. 
«МАЛЕНЬКИЙ ПЬЕР» 
В  цирк  привезли  толстые  бамбуковые  шесты.  Наверное,  кому-нибудь  будут  делать 
реквизит.  Мы  уговорили  кладовщика  отрезать  нам  небольшой  кусок.  С  такими 
бамбуковыми  палками  (в  цирке  ее  называют  «батон»)  работали  старые  клоуны.  Один 
конец «батона» расщепляется. Если такой палкой ударить по голове, раздается сильный 
треск. Но говорят, что человеку не больно.